Шумиляст Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ д/с №4 г. Дивногорск
Нетрадиционные методы работы со сказкойДетям очень нравятся сказки. Они узнают из них множество удивительного первые представления о пространстве и времени, о взаимосвязи человека с природой, с предметным миром. Не смотря на это, сказки, как и многие художественные произведения не в полной мере используются в семье и в системе дошкольного воспитания для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Сказки подаются дошкольникам в основном, чтением, рассказыванием, пересказом в лицах или драматизацией, просмотр театров, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых . Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы слушать активные живчики, и флегматичные молчуны. Волшебство – завораживающее действие. Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий, создавшийся в его маленькой, но личной жизни проблемы. Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок, во-первых: - четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; -показывает, каким он видит решение проблем; -сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой. Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем: - акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации; - корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения; -помочь ему избавиться от той или иной привычки; -показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата. Лариса Борисовна Фесюкова, автор книг «От трёх до семи», и «Воспитание сказкой» предлагает свой подход к использованию сказки -нетрадиционно, взяв за основу рекомендации авторов ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Нетрадиционно – это значит научить детей нестандартно, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески изменять ход повествования, придумывать различные финалы, добавлять непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Для этого ею разработана специальная универсальная схема, которая выглядит следующим образом: . 1. Нравственный урок. Существует поговорка «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Главная задача выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намёк», прояснить его суть, дать себе урок . Нетрадиционный подход даёт возможность воспитателю и детям уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправлялся, добро восторжествовало. Например в сказке «Рукавичка» нравственный урок раскрывается следующей поговоркой «В тесноте, да не в обиде». Да не в обиде, но в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Понять их и творчески решить вот главная задача в системе образования дошкольников. Так в чём же противоречие в сказке, которого не замечают дети, да и зачастую и многие взрослые. Всё внимание читателей приковано к рукавичке и к её гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Очень важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. 2. Воспитание добрых чувств. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание, лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: самоотверженность, сопереживание. Значит следует обратить внимание на следующие моменты: -Учить детей сравнивать, сопоставлять; - Формировать привычку доказывать, что это так, а не иначе; - Предложить ребёнку встать на место положительного или отрицательного героя, давая ему возможность выбора собственной позиции; -Упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубоко сопереживать действиям и поступкам героев. К примеру: - «Докажи, что Алёнка лучше всех»; - «Кого тебе жалко в этой сказке»; - «Как бы ты поступил на месте…»; - «Как движениями похвалить петушка» Здесь используется игра «Хорошо – плохо», т.е. развести в стороны хорошие и плохие поступки и явления 3. Речевая зарядка. Она направлена на решение следующих проблем: расширять словарный запас, правильно строить диалоги, развивать связную и логическую речь, делать устную речь эмоциональной, образной, красивой. Этому будут способствовать перечисленные ниже методы и приёмы. «Задай вопрос». Например, Курочке Рябе, деду, бабке, мышке и т.д; «Придумай несколько однокоренных слов» (лес, лесник, Лесовичок ); «Найди рифму…» (Мышка – Книжка); «От каждого по словечку». Составить достаточно длинное распространённое предложение; «Напиши письмо (записку, телеграмму)» при этом важно совместно с детьми решить, кому оно будет адресовано. Ребёнок говорить, взрослый записывает, затем вместе читают, обсуждают написанное, корректируя и совершенствуя его по стилю и содержанию. Воспитателю можно предложить подобрать к каждой сказке, если это возможно, фразеологизм, или пословицу и побеседовать по его содержанию, раскрывая смысл. «Как бы ты назвал эту сказку?», «Как ещё можно назвать эту сказку?». Метод введения частицы «не»: «Не репка выросла на грядке, а…», «Не Красная Шапочка, а…». Т.е. вместо привычного персонажа, главного героя придумать нового. «Найди ласковые, красивые, сказочные, грустные слова». «Сочини длинное и в то же время смешное слово и др. 4. Развитие мышления и воображения. Здесь обращается внимание на развитие ребёнка до такого уровня воображения, который помогает ему различить фантазии и реальную жизнь. В данном случае дошкольник придумывает что-то новое, свое . Перевоплощать старые предметы в новых вариантах. Превращать себя и других членов семьи, друзей в другие одушевленные и неодушевлённые предметы. Составлять фантастические сказки о себе. Постановка проблемного вопроса. (Всегда ли плохо, когда» в грязь полез и рад, что грязна рубаха» ? Может быть карапуз полез в лужу спасать котёнка… 5. Сказка и математика. К.Д Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Когда речь идёт о дошкольниках, то рекомендуется математику максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка сказки – это его жизнь. Тем более, что во многих сказках математическое начало находится на поверхности. «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка» « Три поросенка» др. 6. Сказка и экология. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям. Более осознанному пониманию ребёнком природы, природных явлений, природоохранной деятельности помогает игра : «А если бы…»; «А если бы не наступила весна?»; «А если бы пропал ветер?»; «А если бы погасло солнце?» и т.д. Эти вопросы ставят ребёнка в позицию исследователя. Природа противоречива, а понять некоторые противоречия помогает уже знакомая игра «Хорошо – плохо» 7. Сказка развивает моторику. Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить схематично, показать эпизод с помощью мимики и жестов. Данные разделы выбраны условно, это всего лишь модель, образец и исходя из этого, их может быть меньше, может быть и больше. Используемая литература: Фесюкова Л.Б. «От трёх до семи», «Воспитание сказкой» 15 февраля 2021 в 23:28
Прикреплённые файлы:Документ: Нетрадиционные методы работы со сказкой Описание файла:Файл называется: netradicionye-metody-raboty-so-skazkoi_1itbd.docx Это официальный файл организации «Шумиляст Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ д/с №4 г. Дивногорск», в нём содержится Нетрадиционные методы работы со сказкой. Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.